Низкий уровень безработицы и кризис капиталистической экономики: данный заголовок может показаться противоречивым, однако, на самом деле, такое явление вполне объяснимо.
Если взглянуть на уровень безработицы в США и Европе, то в США он составляет лишь 4.9% согласно последним данным Бюро Трудовой Статистики США, а в 28 странах Европейского Союза по данным евростата средний уровень безработицы в сентябре этого года был на уровне около 10 процентов. Учитывая то, что в экономически неблагополучной Испании, например, число безработных составляет более 18%, общий уровень может показаться вовсе не плохим показателем.
Таким образом, согласно недавнему докладу McKinsey Global Institute около 162 миллионов граждан развитых капиталистических стран, что составляет около 30 процентов трудоспособного населения, заняты подобным видом деятельности.
В докладе рассмотрены четыре категории граждан: те, кто являются независимыми агентами и для кого такое трудоустройство является сознательным выбором и основным источником доходов; те, кто вынуждены время от времени подрабатывать, так как основной доход не является достаточным для нормальных условий жизни; те, кто вынужден считать такую деятельность основным источником дохода, но скорее предпочли бы традиционное трудоустройство; наконец, те, кто вынужден работать в таких условиях из-за крайней нужды и невозможности найти другую работу.
Две последние категории граждан обычно вынуждены работать на нескольких работах. Последняя категория составляет 16% от общего числа таких трудоустроенных (около 26 млн человек) и предпоследняя - около 14% (примерно 23 млн человек). Следовательно, почти 50 млн человек находятся в положении крайней нужды, вынуждены работать на нескольких работах и при этом не имеют социальных привилегий, которые получают те, кто работает по трудовому контракту.
Так как отчет подготовлен буржуазным статистическим агентством, то данный феномен, который получил название “gig economy”(рынок краткосрочной занятости) считается благоприятным для экономики в целом, поскольку освобождает работодателей от основных обязанностей в отношении соблюдения трудового кодекса, снижая таким образом расходы по социальным выплатам. Согласно буржуазным экономистам, такое положение дает привилегии крупным работодателям, а также обеспечивает развитие малому бизнесу. Получается, что лишь класс крупной и мелкой буржуазии выигрывает при таком раскладе.
При этом те, за счет кого работодатели получают прибыль, остаются в проигрыше, поскольку даже такая ситуация, как непредвиденная потеря работоспособности, например, в случае болезни, лишает эту категорию граждан любого дохода. Кроме того, они вынуждены оплачивать собственную медицинскую страховку, что заставляет их использовать средства из без того скудного дохода. Помимо этого, для них не предусмотрены пенсионные отчисления в частные накопительные фонды. И, наконец, согласно трудовому законодательству те, кто являются самоустроенными платят дополнительный налог, помимо подоходного.
Единственным способом свести концы с концами для таких работников становиться получение кредита, но при таком трудоустройстве сделать это крайне трудно. Также постоянно существует риск того, что труд таких работников останется неоплаченным, так как деятельность осуществляется без трудового контракта.
Однако все описанные выше лишения, которые испытывают работники с частичным трудоустройством являются нормой не только для этой категории трудоустроенных. В последнее время даже те, кто имеет полную занятость лишились привилегий получения медицинской страховки и пенсионных накоплений со стороны работодателей. Так, предполагается, что в 2017 году около 25% процентов всех трудоустроенных будут вынуждены оплачивать собственную медицинскую страховку.
Надо сказать, что поколение тех, кто моложе 25 лет являются наиболее уязвимыми в этом плане, так как согласно отчету, половина этой возрастной категории занята в таком виде трудовой деятельности.
При этом видно, что капиталистические работодатели идут на такие меры из-за снижения уровня прибыли, для того, чтобы сократить расходы на социальные выплаты за счет трудящихся. Для трудящихся это значит, что они вынуждены конкурировать на самом низком уровне с теми, кто не защищен трудовым контрактом и в дополнение с теми, кто имеет полное трудоустройство, но в любой момент может его лишиться из-за армии тех, кто готов работать без социальных выплат и за более низкую плату.
Еще один момент, который следует отметить в связи с низким уровнем безработицы, - это то, что многие, кто тщетно пытались найти работу, через некоторое время автоматически выпадают из рядов трудовой армии, так как пробел в трудоустройстве практически всегда негативно влияет на возможность получить вакансию, особенно в условиях конкуренции с другими соискателями. В таком случае, граждане прекращают поиск и не учитываются при подсчете безработных, так как для того, чтобы получать пособие по безработице необходимо активно участвовать в поиске нового рабочего места.
Капиталисты, таким образом получают дополнительную прибыль, но ненадолго, так как граждане имеющее ограниченные доходы, не могут приобретать товары, которые производят, и в результате возникает очередной кризис перепроизводства. Можно, конечно, принимать буржуазные статистику за чистую монету и считать, что никакого кризиса капиталистической экономики не существует, но лучше взглянуть на реальное положение дел и понять, что за такими цифрами чаще всего скрывается совсем противоположная реальность.