Небольшой эпизод из жизни эффективных собственников, который доказывает, что они нужные и полезные члены общества.
Оказия произошла в 1992 году, и главным действующим лицом в ней стала всем известная компания PepsiCo, занимающаяся производством, маркетингом и продажей прохладительных напитков, продуктов питания и закусок. В то время компания получала основную прибыль от продажи газированного напитка, сходного по вкусу и цвету с тем, который предлагали их конкуренты—компания Coca-Cola.
В условиях конкуренции побеждает лучший продукт… Нет, на самом деле такой, который удалось умело подсунуть тем, кому он даром не нужен. Вот и руководство PepsiCo решили всучить свой сладкий газированный напиток, лишенный какой-либо питательной ценности—кроме 41 грамм рафинированного сахара, избыточное потребление которого способствует развитию болезни сердца, диабета, ожирения и некоторых раковых заболеваний, и натрия [1] — гражданам Филиппин.
Последние, как и сейчас, в большинстве прозябали в бедности. Надо заметить, что довольно трудно продавать что-то для утоления жажды вместо старой доброй воды тем, кому нечего есть. Однако ж это обстоятельство не остановило предприимчивых собственников. Они устроили рекламную акцию, в ходе которой восемь счастливых ценителей Pepsi должны были стать…
миллионерами! Песовыми... Песовые миллионеры должны были разбогатеть на целых 40 тысяч долларов,— именно столько тысяч долларов в миллионе песо!— если у них на внутренней стороне крышки от бутылки с этим нектаром богов эвентуальных миллионеров обнаружится заветный трехзначный номер, разыгрываемый в конце акции.[2]
Граждане Филиппин, несомненно, соблазнились. Кто не мечтает стать миллионером? Пусть даже песовым. Например, мать пятерых детей Виктория Анжело и ее муж Хуанито, работающий извозчиком на трехколесной тележке за 4 доллара в день, тоже польстились.
Семья жила в трущобах, но решила участвовать в кампании, потому что из каждого средства массовой информации Филиппин звучал заманчивый призыв озолотиться самым простым и гарантированным способом.
Помимо главных призов раздавали и мелкие— бесплатную бутылку напитка, например, и это еще больше укрепило надежду многих на удачный исход для каждого отдельно взятого филиппинца.
Натурально, более половины населения Филиппин, а именно 63 млн в то время, стали активно скупать пепси и пить его на завтрак, обед и ужин. PepsiCo были на высоте, снисходительно поглядывая оттуда на “Кока-колу” и прочих конкурентов, которые стали серьезно беспокоиться по поводу своей судьбы на Филиппинах.
Шутка ли, местная фабрика по производству “Пепси” в Маниле работала 20 часов в день, для того чтобы справиться с удовлетворением небывалого спроса.[3] Кстати, те, кто непосредственно производили напиток на фабрике по 20 часов в день, даже не мечтали стать миллионерами— только собственники, да еще, может быть, победители лотереи. Впрочем, тем светило стать лишь песовыми.
Все шло замечательно, пока не настал день розыгрыша. Виктория Анжело и Хуанито вместе с остальными десятками миллионов филиппинцев затаили дыхание. Наконец объявили долгожданный номер. “349”! Виктория, перебирая обширную коллекцию пробок, замерла от неожиданности. Заветный номер красовался на крышке. Это значит, что они с Хуанито теперь—миллионеры! Хоть и песовые.
То же самое случилось с около 400 тыс филиппинцев.[3] Они тоже обнаружили номер “349” на крышечке от напитка. Оказалось, что при производстве пробок произошел некий сбой в системе, и номер оказался на сотнях тысяч бутылок вместо восьми.
Вот поэтому предприниматели должны вознаграждаться. За такой вот риск! И они действительно вознаграждаются— насколько известно, PepsiCo до сих пор является успешной компанией, и даже монополией с годовым доходом в 70 с лишним миллиардов долларов.[4]
Как же удалось компании “Пепсико” избежать банкротства? А так, что управляющие заявили о недействительности номера, если тот был предоставлен без секретного кода с этикетки на бутылке, которую, естественно, никто не сохранял. Поскольку это не было предусмотрено условиями акциями в самом начале рекламной кампании.
Филиппинцы, разумеется, разозлились и даже устроили весьма значительные погромы со взрывами, в результате которых погибли несколько невинных людей. Однако PepsiCo сказала “нет”, а на нет и суда нет. В результате обладателям выигрышного номера выплатили по 18 долларов и отправили восвояси.
Вот такие нужные и полезные члены общества, поскольку эффективно владеют и управляют производством, создают рабочие места и способствуют развитию, присваивают общественный продукт производства, создают прорву ненужной дребедени и находят способы сбыть ее с помощью рекламы и маркетинга. В этом они обычно преуспевают, но, как видно, даже в этом не всегда.
А как же сетования на то, что без частных собственников Земля перестанет вращаться, или по крайней мере все живущие на ней станут спать под мостами, лечиться у ведуний и есть из корыт?
Во-первых, все блага производятся в процессе общественного производства, так что, чай, так и будут производить без них—даровитых собственников. И их виртуозные таланты в деле хитрого сбыта газировки филиппинцам из трущоб окажутся невписавшимися...
А во-вторых, многие уже и так живут под мостами. Как раз при эффективных собственниках. Так, согласно данным Habitat of Humanity в 2015 году более полутора миллиардов человек в мире не имели нормального жилья.[5] Примерно каждый седьмой на планете.
И медицинская помощь от ведуний—единственный выбор для около половины населения Земли, поскольку по данным совместного отчета Всемирного банка и ВОЗ, именно у такого количества людей отсутствует доступ к основным медицинским услугам.[6]
Также, согласно отчету ООН о статистике по недоеданию и бедности за 2018 год, 815 млн человек в мире, то есть 11% населения планеты, находится в состоянии постоянного голода.[7]
Что касается образования, то по результатам исследования World’s Women было установлено, что 781 млн человек в мире являются неграмотными.[8] А те, кто образованы, по большому счету не могут найти работу по специальности. Например, в США еще в 2012 году 60% выпускников вузов не могли найти работу по специальности.[9]
Наконец, если учесть то, что всего несколько продовольственных монополий владеют мировым производством продуктов питания [10], то можно смело сказать, что все и так едят из одного корыта. И кстати, если уж на то пошло, то самой благополучной страной должна быть Уганда, потому что там больше всего предпринимателей на душу населения—28%![11]
1.healthline.com/nutrition/56-different-na
2.washingtonpost.com/archive/business/19
3.books.google.ru/books?id=X8UHhkIRUvIC&p
4.statista.com/statistics/233378/net-rev
5.homelessworldcup.org/homelessness-stat
6.who.int/news-room/detail/13-12-2017-wo
7.worldhunger.org/world-hunger-and-pover
8.theguardian.com/global-development/201
9.forbes.com/sites/jamesmarshallcrotty/2
10.technocracy.news/monopoly-global-food-s
11.heguardian.com/global-development-pro
Опубликовано на zen