Конечно, дело хозяйское—у кого сейчас есть драгоценное время, чтобы тратить его на чтение длинных статей на отвлеченные темы. Между тем внимательное чтение и осмысление прочитанного может содействовать в деле избегания ловушек, расставленных повсюду свободными и жутко эффективными крупными и мелкими предпринимателями…
Например, граждане, которые привыкли читать по диагонали или смотреть картинки, сталкиваются с предприимчивыми продавцами в интернет-магазинах: предприниматели честно пишут,—где-нибудь посередине!—что предлагают пустую коробку от вожделенного товара, а те, кто не утруждает себя чтением, думают, что покупают товар. И платят баснословные цены.
Нет, полностью избежать капканов, расставленных ради чьего-то личного обогащения, вам вряд ли удастся. Предприимчивые собственники тратят много средств и усилий для того, чтобы довести до совершенства процесс завлечения потенциальных жертв.
Почему сразу жертв? Потому что, будучи владельцами производства, они принимают решение наладить выпуск избыточного количества вещей, многие из которых при нормальных обстоятельствах никому даром не нужны.
То есть вместо того, чтобы планировать производство продуктов потребления в соответствии с нуждами граждан— ах, что это? каждому по потребностям?! —по милости частных собственников общество совместно производит целую прорву потенциально бесполезных товаров, которые этому же обществу потом навязывают с помощью рекламы, маркетинга, отслеживания их интересов и слабостей и тд.
Для этих целей используют и самые незамысловатые методы: например, произвольное повышение цены на товар, дабы создать ажиотаж и повысить число продаж.1
И кое-что позабористей. Во-первых, приманки: предложение невыгодной цены, рядом c которой другая—хоть и более высокая— кажется очень привлекательной.
Пример: одно время издание “Экономист” предлагали подписку на их журнал, предоставляя на выбор подписчика либо печатную версию за $150 в год, либо электронную—за $50. А еще для полного счастья— пакет, в который входили обе версии, тоже за 150$ в год. Отличный выбор, не то что ограниченный ассортимент при социализме!
Иногда приманок бывает сразу две! Профессор Дон Эрели, изучающий вопросы поведенческой экономики— да, буржуазные ученые вывели целую науку, которая рассматривает социальные, эмоциональные и психологические факторы, в соответствии с которыми человек принимает экономические решения!—провел эксперимент с одной из таких приманок и выяснил, что при использовании мормышки с абсурдной ценой продажи увеличились на целых 43%.2
Во-вторых, изучают влияние различных раздражителей: музыки, цвета и запаха на поведение покупателя. Например, сотрудники Университета Кертина в Австралии провели эксперимент, в котором предлагали участникам выбрать блюда из меню в то время, как рядом играла этническая музыка. Разумеется, граждане выбирали блюда той кухни, с которыми больше всего ассоциировались те или иные музыкальные произведения.3
К слову, музыка не только побуждает потребителя принимать решение в отношении покупки, но и оказывает влияние на то, сколько он готов потратить, и станет ли он преданным клиентом компании.3
Ту же задачу выполняют цвета. Психология цвета— еще одна отрасль буржуазной науки, изучающая воздействия разных цветов на поведение человека.
По результатам исследования, изучающего влияние цвета на маркетинг, было установлено, что цвет упаковки или самого товара может играть решающую роль в принятии решения о его покупке.4
В данном случае можно вспомнить зеленый цвет и то, как он ассоциируется с природой и всем натуральным. Поэтому производители смело пишут зеленым цветом “натуральный продукт” там, где натурой и не пахнет, а для пущей убедительности рисуют лист или дерево. И потребитель свято верит в то, что имеет дело с 100% натуральным продуктом!
Скриншот с yandex.ru/картинки по запросу 100% натруральный продукт
Наконец используют новейшее медицинское оборудование для изучения нашего мозга: нейромаркетинг с применением электроэнцефалографии (ЭЭГ) —изучения закономерностей суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности головы, и функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ)— метода сканирования мозга человека при выполнении различных когнитивных функций, который основан на на импульсном воздействии радиоволн на ядра атомов определенных элементов.5
Так, представители брэнда компании PepsiCo Frito-Lay использовали МРТ для того, чтобы определить какая упаковка будет способствовать наибольшей продаже чипсов, и заменили блестящую на матовую после того, как заметили отрицательную реакцию мозга испытуемых на первую.6
Иными словами, что бы там не говорили больно умные потребители, которые якобы зорко отслеживают все хитроумные ходы предпринимателей, им все равно не удастся избежать всех капканов, поскольку против нас используют последние технологии. Кому, кстати, нравится такая жизнь, в которой постоянно приходится ожидать подвоха и напрягаться каждую минуту, только ради того чтобы не оказаться одураченным?
А у нас только и осталось, что собственная смекалка. По-хорошему, её следовало бы использовать для улучшения качества жизни, но приходится изводить на то, чтобы подловить разные мошенничества. И даже это не всегда получается, потому что при господстве собственников экономят на образовании, а в качестве досуга предлагают глазеть на пошлые и примитивные действа— именно они являются самыми соблазнительными и манящими и позволяют подсунуть расслабленному потребителю всякие непотребства.
Я знаю об этом не понаслышке— на любой площадке практически все научно-популярные статьи дочитывают единицы читателей, а на двусмысленные заголовки сбегаются тысячи. А там, конечно же, реклама и соблазнительные предложения от благодетельных предпринимателей. Здесь это касается всех, кто просматривает статьи, не авторизировавшись. Для остальных пользователей в этом журнале нет никакой рекламы—еще раз огромное спасибо всем тем, кто подарил мне профессиональный пакет. А для себя я даже отключила назойливую бегущую строку о “самых популярных записях”. Но каждый, разумеется, волен сам выбирать.
1.forbes.com/sites/dorieclark/2012/02/23/h
2.humanhow.com/en/the-decoy-effect-compl
3.espace.curtin.edu.au/handle/20.500.119
4.bluleadz.com/blog/most-popular-colors-t
5.neurosciencemarketing.com/blog/article
6.medium.com/@Crescendo_Agency/how-big-b
PS: Публиковала эту статью на других площадках, но думаю, что здесь она тоже не будет лишней.