onb2017 (onb2017) wrote,
onb2017
onb2017

Categories:

С одной стороны—грандиозное строительство, с другой— грандиозное…

...много чего, но для этого нет подходящих слов, во всяком случае приличных.


Новость, если кто не слышал. Я прочитала в мировых сми, а вообще ее впервые опубликовали в “Интерфаксе”. Не знаю, стоит ли по этому поводу веселиться или плакать. Вспомнилась моя последняя статья с комментариями—про подводную лодку, которую кто-то пытался загнать на площадке, где продают подержанные вещи.


В этот раз атаке предприимчивых деятелей подвергся эсминец “Беспокойный” — миноносец проекта 956 “Сарыч” в классификации НАТО “Sovremenny class destroyer”, заложенный на заводе А.А.Жданова  и спущенный на воду в 1990 году. 1



Так вот, по предварительным данным, бывший командир судна вместе с подельниками похитили бронзовые гребные винты, каждый их которых весит около 13 тонн, пока судно находилось в Кронштадте в качестве музея-эсминца. Граждане каким-то образом заменили винты на другие—сделанные из более дешевого материала— и таким образом нажили себе 39 млн рублей.2


Имена злоумышленников и возможные меры наказания пока не разглашают. Хорошо, что эсминец по крайней мере не является объектом стратегического назначения, а был всего  лишь плавучим музеем.


Впрочем, чуть раньше—в декабре 2019 года— неизвестные воры похитили некий прибор радиоэлектронного оборудования со стратегически важного и сверхсекретного воздушного командного пункта Ил-80, Maxdome, предназначенного для применения во время международных конфликтов, в том числе и во время ядерной войны.3



Так что замечательный союз предпринимательства и эффективности не останавливается ни перед чем —даже если в результате их комбинаций и ловких ходов они создают угрозу собственной безопасности. 


Ну, пожалуй, и хватит на сегодня эффективности. Для контраста предлагаю восхититься величием советских созидателейни разу не эффективных в том смысле, в которым принято считаться сейчас.


1951-й год. Самый большой автомобиль в мире. Невиданные масштабы строительных работ в послевоенные годы потребовали от советских инженеров и конструкторов создания совершенно новых грандиозных машин. Шагающий экскаватор емкостью 14 кубометров, скреперы, землесосные снаряды постепенно заменили тысячи и десятки тысяч землекопов. Все они были созданы для строек с целью обеспечения общества всем необходимым.


Жизнь потребовала и новые виды автотранспорта—сконструированные сверхмощные автомашины-самосвалы, так как трех-, пяти- и семитонные уже не соответствовали гигантским масштабам земляных работ. Почетная задача создания сверхмощных машин была возложена на Минский автомобильный завод.


Неподалеку от Минска а 1946 году был создан автозавод, который уже через год стал выпускать пятитонные самосвалы. К середине 1950 года, когда стало ясно, что грузовики таких конструкций не удовлетворяют гигантских работ, советская промышленность приступила к конструированию автомашины-самосвала с грузоподъемностью в 25 тонн.


Коллектив конструкторов, во главе с инженером Б.Л.Шапошником, быстро справился с этой задачей, и гигантские самосвалы МАЗ-525—именно они в то время были самыми большими в мире—появились на стройках страны, в частности, на строительстве Волго-Донского канала.



Это машина в 300 лошадиных сил, не имела равных в мире. С чем можно сравнить этот красавец-гигант? Диаметр колеса его—один метр шестьдесят пять сантиметров—больше общей высоты тогдашнего “Москвича”. Шоферу приходилось подняться по лесенке из трех ступенек, чтобы занять свое место в кабине у руля. Длина машины—8 м 36 см, ширина— 3 м 21 см; вес без груза—21,5 тонны, а вместе с грузом— 46,5 тонны.


Металлическая сварная конструкция кузова-самосвала легко выдерживала удар большой массы земли, сбрасываемой из ковша шагающего экскаватора с высоты десятка метров.


МАЗ-525 в один рейс был способен отвезти столько грунта, сколько брали две железнодорожные платформы. При выгрузке земли кузов посредством мощного гидравлического подъемника мог разгрузить грунт за 30 секунд. Обслуживал самосвал один шофер, который не только вел машину, но и разгружал ее.


Еще в 1929 году И.В. Сталин надеялся—и не ошибся! —именно на такое развитие событий: “Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации...И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, — пусть попробуют догнать нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей “цивилизацией”. Мы еще посмотрим, какие из стран можно будет тогда “определить” в отсталые и какие в передовые.”4


Вот такие дела: когда-то—во времена без предпринимателей и собственников— было  созидание гигантских масштабов, а сейчас—с ними— такое же мощное разворовывание и разбазаривание созданного общественным трудом. К слову,  последний МАЗ-525 сейчас тоже сиротливо болтается в качестве самосвала-музея. Будем ждать, пока какой-нибудь умелец умыкнет полутораметровое колесо для полного счастья.  


1.russianships.info/eng/warships/project_956.htm

2.thedrive.com/the-war-zone/38659/russian-navy-commander-stole-two-13-ton-bronze-propellers-from-his-own-destroyer

3.thedrive.com/the-war-zone/38010/thieves-broke-into-russias-il-80-doomsday-plane

4.Научно-популярный журнал “Знание—сила”, 1952 год


PS: Публикация для узкого круга— для тех пЯтИдЕсЯтИ чЕлОвЕк, которые заполнили мою форму пару недель назад. Да-да, раз по пять, надо думать? Но ведь если бы я ограничила возможность заполнить форму более одного раза, то вам пришлось бы залогиниться, а я уважаю вашу анонимность, понятно?


На этом, пожалуй, всё... в ближайшее время, но не покидайте меня насовсем, я когда-нибудь вернусь, возможно, даже достаточно скоро.

PPS: Дополнение насчет формы. Поясню.Перед тем как писать все научно-популярные статьи, я провела опрос на предмет интереса к таким темам. Получила положительный ответ от 50 человек. Впрочем, я думаю, что я ошиблась, когда решила, что каждый проголосовал дважды. Наверное, два-три человека так и сделали, но в целом, судя по статистике посещений, я думаю, что около того и есть. Это если я не отправляю статьи в RSS и ленту. В противном случае получается, что прибегают многие, а читают все те 50 человек. К тому же темы патриотизма...я как-то настороженно отношусь к широкой публике, впрочем, эту статью не стала отправлять в рассылки скорее из-за дополнения про МАЗ—такое вряд ли многие сочтут интересным.


Tags: МАЗ-525, СССР, эффективные собственники
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author