Случайно увидела короткое видео на тему “заставь дурака...”, явно предназначенное для увеселительных целей, и ужаснулась.
Ведь в этом коротком сюжете запечатлена вся суть экономических отношений при капитализме. Это и дремучие рабочие на складе, которым никто не удосужился объяснить меры пожарной безопасности при хранении и переработке хлопка,—да и как можно их соблюдать на этом грязном и полузаброшенном дворе? Прошу заметить, что...коллега рабочего прибежал с какой-то допотопной метлой, которой еще и поддул для пущего разгорания, да и сама метла еще та пожароопасная штучка.
И отчуждение труда—рабочего совершенно не интересует ни сам продукт, с которым он работает, ни то, что изготовят из этого хлопка в конечном итоге: на те гроши, которые ему, по всей очевидности, заплатят за работу, вряд ли хватит на новые хлопчатобумажные безделицы.
Сюда же можно отнести безразличие самого рабочего и окружающих к тому, как уничтожили такое количество сырья, в котором заложен тяжелых труд других—иначе такие сюжеты не публиковали бы для сущего развлечения. Между тем рабочим, собирающим хлопок, приходится работать в рабских условиях, и именно в этой отрасли чаще всего используют детский труд—около 170 млн малолетних детей. Соответственно им тоже платят лишь жалкую долю того, что в конечном итоге выручают частные собственники.1
Еще хотела бы опубликовать отрывок из замечательной книги о СССР и странах капитализма, в которой сравнивается жизнь при социализме и буржуазная реальность. Сходство с нашим временем—поразительное. Просьба дать знать, если интересны такие отрывки с примерами из теперешней жизни.
Начну с образования, которое получали советские рабочие:
“За двадцать лет, прошедших со времени свержения буржуазии, у нас произошел огромный, небывалый в мировой истории культурный подъем. СССР в основном ликвидировал неграмотность, страна покрылась огромной сетью средних школ и вузов. Право на образование стало одним из основных прав каждого советского гражданина. Школы получили огромное развитие.
Число учащихся в школах в царской России и в Советском Союзе (в тысячах):
1914/15 г. 1928/29 г. 1936/37 г.
Начальные и средние школы 8 025 12 604 28 842
Школы для взрослых не было 2 226 8 912
Вузы
При царизме обучалась лишь четвертая часть детей. В настоящее время все дети Советского Союза охвачены школой.
При царизме лишь дети господствующего класса могли попасть в высшую школу, так как обучение в высшей школе стоило больших средств, а рабочие и крестьяне не имели этих средств.
Сейчас дело обстоит иначе. В высшей школе обучается рабочая и крестьянская молодежь. Государство всеми средствами способствует учебе трудящихся. Многие обучаются без отрыва от производства. Государство предоставляет стипендии студентам. 87% всех учащихся высшей школы получало в 1936 г. стипендию.
Расходы государства на образование равнялись (в миллионах рублей):
1913 г. 1925/26 г. 1936 г. 1937 г. (план)
182 559 13 461 18 500
Учатся не только в школах. Сотни тысяч кружков и курсов различного рода дают каждому трудящемуся возможность поднять свое образование и культуру.
Все виды образования у нас совершенно бесплатны.”2
Рост благосостояния за счет участия в общественном труде, результаты которого идут на благо всех, вместо кубышек частных собственников:
“О поднятии материального благосостояния рабочего класса свидетельствует прежде всего рост заработной платы. Так, годовой фонд заработной платы рабочих и служащих вырос за 10 лет — с 1924/25 по 1936 г. — с 3,8 миллиарда рублей до 71,6 миллиарда, т. е. почти в 19 раз. Это гигантское увеличение суммы заработной платы произошло вследствие двух причин: 1) роста численности рабочего класса и 2) повышения заработка рабочих.
Средняя годовая плата отдельного рабочего за этот же период выросла с 450 до 2 776 рублей, т. е. в 6 раз. Еще быстрее, чем заработок отдельного рабочего, растет заработок рабочей семьи, так как выросло число членов семьи, имеющих самостоятельный заработок. За пять лет — с 1930 по 1935 г. — доход рабочей семьи от заработной платы в расчете на одного работника вырос в 2,9 раза.
Но еще быстрее, чем рост денежной заработной платы, идет рост потребления рабочего класса. Цены на предметы потребления систематически понижаются. С ростом колхозного изобилия дешевеют продукты сельского хозяйства. Так, например, на колхозных рынках десяти крупных городов СССР за последние четыре года ( с марта 1933 г. по март 1937 г. ) цены на хлеб снизились в 9 раз, на овощи — вдвое, на мясо — более чем вдвое, на молочные продукты — в два с половиной раза. Правительство снизило в этом году цены на товары широкого потребления. В связи с огромным урожаем этого года резко снизились цены на колхозных рынках.
Быстро растет масса товаров, продаваемых в государственных и кооперативных лавках, на колхозных рынках. Оборот розничной торговли в городе вырос с 7,9 миллиарда рублей в 1928 г. до 74,7 миллиарда рублей в 1936 г., или в 9 раз.
Однако одной заработной платой, получаемой каждым рабочим на руки, не исчерпывается доход рабочего класса. Наряду с ростом заработной платы, получаемой на руки, растут расходы на социальное страхование, жилищное строительство для рабочих, на улучшение быта рабочих, на курорты, санатории, дома отдыха, поликлиники, разные виды культурного обслуживания, на оплату учеников фабрично-заводского ученичества и т.д.”2
Наконец, о труде в буржуазном и социалистическом обществе:
“При капитализме труд — презренное, низкое занятие. Богатые бездельники — всё. Трудящийся человек — ничто. В СССР труд — почетное и уважаемое дело. Бездельнику у нас нет житья. Трудящийся же человек в почете. Вся страна знает имена замечательных героев труда: Стаханова, Бусыгина, Виноградовых, Кривоноса, Демченко и многих других.
Зачинатели стахановского движения пользуются заслуженным почетом. Их любит, ими гордится весь народ. Партия и правительство выдвигают их на руководящие посты. Так, инженер-стахановец Юсим назначен директором одного из крупнейших московских заводов — “Шарикоподшипник”. Рабочий обувщик Сметанин выдвинут заместителем директора ленинградской фабрики “Скороход”. Донецкого забойщика Никиту Изотова народный комиссар тяжелой индустрии Л. М. Каганович назначил управляющим трестом “Шахта Антрацит”. Социализм превратил труд “из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Ничего подобного нет и не может быть в капиталистических странах”.2
1.labs.theguardian.com/unicef-child-labo
2.СССР и капиталистические страны; Партиздат ВКП(б); 1937 год