Начну с пассажа из соцсетей — его автор, очевидно, преследует цель внушить окружающим остолопам одну весьма популярную народную фантазию, сюжет которой наиболее удачно адаптирован Шарлем Перро, хотя в целом порядком подзаезжен: и в сказках братьев Гриммов, и в произведениях Джамбаттисты Базиле, и в русском народном фольклоре, не говоря уже о современных версиях в литературе, кино и устном народном творчестве.
“Мой дядя из Афганистана позвонил мне на днях и рассказал примерно такую же историю. Влиятельный бизнесмен отправился в городской центр и стал искать там желающих подзаработать. В то время там собрались около 20 человек. Он объявил, что возьмет всех желающих. Однако он сможет заплатить каждому лишь по сто афгани (около $1 USD).
Всего шесть человек согласились на такие условия. Они быстро запрыгнули в его грузовик и были готовы начать работу. Мужчина привез их домой, накормил и дал возможность отдохнуть. Один из рабочих спросил, когда же они начнут работать, на что бизнесмен ответил: ‘‘Я просто хотел помочь самым обездоленным и то, что вы готовы работать за 100 афгани, доказывает, что вы являетесь таковыми. Вам не придется сегодня работать, но я вам заплачу—каждый получит по 20 тысяч афгани (200 USD).’ Мужчины отправились домой с деньгами!”1
Наверняка каждый слышал нечто подобное, однако вряд ли самолично принимал участие. Как водится, свидетели подобных сценок—некие дяди откуда-нибудь подальше, рассказывающие о безымянном бизнесмене, вознаграждающем низших существ, готовых работать за объедки, щедрым воздаянием. На него можно прожить целый месяц, если продолжать питаться объедками; либо купить что-нибудь этакое...например, собственную конуру, отложив сей дар небес в заначку и продолжая работать за объедки.
Главное, поверить в себя и в то, что влиятельные бизнесмены когда-нибудь смилостивятся и вознаградят нас всех, сиволапов—особливо тех, кто готов самоотверженно трудиться за крохи с барского стола.
Если бы все подобные рассказы имели хоть что-то общее с реальностью, то половина населения планеты не перебивались бы из месяца в месяц на $5,5 в день,2 а в случае непредвиденных затруднений не оказалась бы на грани голодной смерти— совсем как сейчас во время эпидемии, ответственность за которую целиком и полностью лежит на эффективных собственниках и их политических прихлебателях.
Для подтверждения оставлю в стороне все примеры из стран третьего мира, а лишь процитирую статистику из колыбели капитализма: в Великобритании каждая пятая семья с детьми, оказавшаяся в изоляции, сталкивается с проблемой голода.3
Ну а для пущей убедительности приведу оказию, которую рассказал не какой-нибудь дядя, а ведущие буржуазные сми—о том, как честность, благородство и желание помочь ближнему, когда сам обездолен до невозможности, вознаграждается...хм, по заслугам. Речь пойдет не о бизнесмене, а об одном из их верных служителей, но это не меняет сути, ибо господствующий класс и его свита—всегда одного поля ягоды... и еще те фрукты.
Итак, группа заключенных работали на одном из кладбищ в штате Атланта, США.4 Замечу, что заключенные получают сущие копейки за свой труд—буквально несколько центов в час— и работают в самых тяжелых условиях.5
Наблюдать за шестью заключенными приставили тамошнего помощника шерифа. День выдался жаркий и душный—в такую погоду как раз самое время убирать могилки, особенно если этим занимаются почти рабы.
Кстати, все шестеро заключенных отбывали наказание за ненасильственные преступления. По большому счету к таковым относятся преступления в отношении частной собственности вроде мелких краж, а также уклонение от налогов, проституция и употребление наркотиков. Значительную долю осужденных за ненасильственные преступления составляют также злостные неплательщики—например, те, кто своевременно не заплатил штраф за просроченную парковку.6
Иными словами, подобные преступники, скорее всего, являются нищебродами, которые, конечно же, от хорошей жизни—и от того, что на их пути почему-то не встретилось ни одного мифического бизнесмена с 200 долларами!—занимаются всем вышеперечисленным, да еще при этом имеют наглость не платить за парковку.
Так вот, заключенные работали-работали, а наблюдавший за ними помощник шерифа вдруг возьми и хлопнись себе в обморок—шутка ли, изнурительная жара и прикид в виде бронежилета: раз и нет никакого надзирателя!
Тут бы заключенным взять и опять украсть по-мелкому—позаимствовать у своего стража пистолет или просто смыться под шумок. Впрочем, в тюремном прикиде щеголять несподручно, поэтому всё же деньги, телефон и пистолет помощника шерифа пришлись бы как нельзя кстати.
Однако заключенные олухи вместо этого взяли шерифский телефон и немедленно позвонили в службу спасения. Кроме того, сняли бронежилет, дабы упавший в обморок мог дышать, и прибывшие на место медработники получили возможность немедленно приступить к реанимации гражданина.
Помощника шерифа спасли: он отделался легким испугом—вернее, сильным испугом, поскольку впоследствии представлял, что могло бы произойти, будь на месте заключенных какие-нибудь отморозки. И представьте, вознаградил их тем, что “рекомендовал” смягчение сроков для всех шестерых!5
Буржуазные журналисты, конечно же, авансом причислили и его, и всю буржуазную систему правосудия к лику святых, но на самом деле помощник шерифа лишь просил, а что произошло впоследствие—неизвестно. Впрочем, журналисты даже решили, что некоторых героев “могут вообще отпустить досрочно”!5 Ключевое слово здесь—”могут”, ибо такие усердные и честные работники, которые впридачу даже формально несвободны, на дороге не валяются.
Однако ж будет несправедливым сказать, что честных заключенных совсем не отблагодарили—им приготовили приятный сюрприз: вечеринку с пиццей и десертом!
В общем, мораль здесь такова: каждый волен сам выбирать во что ему верить и на что уповать—на влиятельных бизнесменов из рассказов каких-то дядь или реальность, которая красуется на каждом углу, стоит ли лишь присмотреться и не относить все беды, выпадающие на долю подозрительно большого количества людей, на счет их лености и непорядочности.
А если еще вдобавок попытаться установить причинно-следственные связи между существованием работников-неудачников и “влиятельных бизнесменов”, которые, кстати, сами не работают, а лишь снисходительно раздают милостыни, то, пожалуй, станет совершенно ясно, за чей счет живут последние и с какой целью они и их подпевалы сочиняют свои былинные сказания.
Но ведь тогда умрет всякая надежда на получение неожиданной подачки и не останется причин терпеть этих благодетельных оглоедов. А это почему-то так нелегко, право слово!
1.imgur.com/NJ3MYBN
2.worldbank.org/en/news/press-release/20
3.theguardian.com/society/2020/may/03/ex
4.cbsnews.com/news/six-inmates-who-saved-g
5.newsweek.com/prison-slavery-who-benefi
6.motherjones.com/crime-justice/2019/04/t