Чудесное открытие—персонально для любителей поразглагольствовать о “человеческой природе”. Ученые-биологи впервые столкнулись с неожиданным и поразительным поведением среди пернатых—впрочем, исследователи уже не раз наблюдали нечто подобное среди приматов 1 и других млекопитающих.
Итак, группе подопытных африканских серых попугаев предложили несколько металлических шайб в качестве...денег для покупки грецких орехов—любимого лакомства серых попугаев.2 Обучить птиц обменивать шайбы на орехи оказалось проще простого в силу вкусовой привлекательности последних—грецкие орехи для серых попугаев являются чем-то наподобие...скажем, лобстеров для нас: деликатесными и питательными, но не очень доступными.
Следующий этап исследования заключался в том, что только одна из птиц получала шайбы, в то время как ее партнер по эксперименту оставался ни с чем. Тогда в большинстве случаев—в семи из восьми!—происходило нечто необъяснимое: птицы с шайбами начинали делиться с партнером ценной валютой с тем, чтобы обделенная птаха тоже смогла откушать соблазнительное лакомство. Некоторые отдавали половину из десяти полученных шайб, а кое-кто и все десять!2
Данный акт безвозмездной доброты не сопровождался ни поощрением со стороны экспериментаторов, ни какими бы то ни было ответными жестами со стороны одаренных птиц. Иными словами, птички делились просто так—без всякого расчета и ожиданий личной выгоды для себя. “Поразительно, я думала, что они постепенно прекратят отдавать шайбы, когда поймут, что не получают ничего взамен, но они продолжали…” — сказала одна из исследователей.2
Еще более удивительно то, что птицы активно делились шайбами только в том случае, когда осознавали, что они представляют из себя ценность в качестве валюты для обмена на яства— попугайчики переставали отдавать “деньги” своим сирым и убогим приятелям в том случае, если окошки для обмена шайб на орехи были закрыты. Ага, разве кому-то могут понадобиться бесполезные побрякушки? Во всяком случае серым попугаям они даром не нужны.
Ну, какова природа? Однако не столько природа, сколько социальная организация в среде обитания африканских серых попугаев: эти птички не имеют какой-либо постоянной группы близких и соседей, а взаимодействуют с теми, кто окажется рядом в силу тех или иных обстоятельств.3
Между тем горные ары, живущие небольшими группами, в условиях проводимых опытов не проявляли особой щедрости по отношению к безденежным приятелям: делились только в одном из десяти случаев, и то вяло.3 Примерно так же как сельские обыватели—с одной стороны живут рядом и знают друг друга как облупленные, а с другой— каждый сам по себе, ибо зависят от своего надела, а не от взаимодействия с соседями. Даже напротив— бывает, вполне счастливы, если у соседа корова околела или урожай не задался. В таких случаях можно преуспеть и при удачном стечении обстоятельств выбиться в ряды мужицкой аристократии, не так ли?
Противоположностью этому является социальная организация внутри популяции африканских серых попугаев—она напоминает отношения пролетариев в процессе совместного производства: их много, и они порой даже незнакомы, однако каждый зависит друг от друга.4 Вероятно, в таких условиях птицы не выбирают тех, с кем следует делиться—кровных родственников, например, или партнеров для экономических отношений. Отдают часть полученного лакомства тому, кто оказался рядом, ибо в естественной среде обитания они все— камрады.
Конечно, данное сравнение весьма условно, поскольку у серых попугайчиков—впрочем, как и у изумрудных, волнистых и всех прочих— нет орудий труда и совместного производства. На каком основании они выбирают тот или иной социальный порядок внутри своего птичьего общества остается загадкой.
Между тем мы точно знаем, что разумные существа с развитыми производительными силами вынуждены вступать в подобные отношения для успешного экономического взаимодействия, иначе каким образом тысячи людей смогут участвовать в сложном общественном производстве? В таком случае бескорыстная забота друг о друге становится естественной и необходимой. Неужто мы хуже попугаев? А третий лишний здесь— владелец средств общественного производства, ибо он со всей очевидностью никаким макаром не вписывается в эту логичную схему.
Поэтому и ему, конечно, в определенном смысле причитается получить на орехи...
1.pdfs.semanticscholar.org/5a99/24a7faf3
2.smithsonianmag.com/science-nature/parr
3.cell.com/current-biology/fulltext/S096
4.cell.com/current-biology/pdf/S0960-982