onb2017 (onb2017) wrote,
onb2017
onb2017

Мощи святого Серафима отправлются в космос

Частица мощей святого Серафима Саровского будет доставлена на космодром Байконур, откуда она отправится вместе с экипажем корабля “Союз МС-02” на борт МКС. Старт корабля состоится 23 сентября. В космосе мощи пробудут 155 дней, а после вернуться на Землю в храм в честь Преображения Господня в Звездном городке.


Как заявил информационному агентству ТАСС один из представителей епархии: “16 сентября после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий передаст частицу мощей святого преподобного Серафима Саровского представителям Центра подготовки космонавтов”.


В космосе уже побывали мощи преподобного Сергия Радонежского, а также частица Животворящего Креста Господня и мощи святителей Филиппа и Петра.


Выходит, что вся эта компания мощей- что-то вроде космонавтов. Было бы интересно узнать, как их тренируют к жизни в условиях невесомости? И каким образом они будут находиться 155 дней в космическом корабле? Скажем, для российских Андрея Борисенко и Бориса Рыжова- по всей видимости, к такому не привыкать. Поскольку попы уже давно освящают космические полёты, частица мощей должна показаться делом обычным.  А вот для американского астронавта Роберта Кимброу- это нечто новое, надо думать. Хотя в США религия тоже в почете. А как же? “In god we trust”. Ну и конечно, вопрос - какого чёрта они (мощи святого Серафима) будут делать в космосе - остается открытым. Наверное встретятся с богом, он же не может к ним на землю спуститься. Паломничество, так сказать. А они разве уже не там? В общем, если у кого есть объяснения по этому поводу, будет интересно услышать.


А пока занятная история о том, кто такой  Серафим Саровский и еще более интересная о том, как он был канонизирован. А то, небось, ни один православный, который гордится своей духовностью и своими святыми, в том числе и Серафимом, вам не скажет ничего внятного о своих героях.


Итак,  19 июня 1759 году  в семье курского купца Мошнина родился мальчик Прохор. Надо сказать, Мошнин к концу жизни сколотил себе приличное состояние.  Церковные биографы скромно умалчивают каким  именно способом, но, вероятно, не очень праведным, поскольку к концу жизни Исидор Мошнин озаботился постройкой храма в Курске в честь преподобного Сергия. Как тут не вспомнить многих других купцов, которые таким образом к концу жизни замаливали грехи и преступления прошлой грабительской жизни.


После смерти купца, его жена по завещанию мужа стала заведовать строительством храма. Однажды она взяла 7-летнего Прохора с собой на колокольню. Мальчик оступился и упал с высоты. Каково же было изумление матери, когда она нашла его живым. Это чудесное происшествие, конечно, объясняется церковными служителями как милость божья. Однако, всего через пару лет у мальчика стали случаться тяжелые припадки, связанные с травмой головы. Таким образом, можно предположить, что “божественное благоволение”(так назвал этот случай с падением церковный журнал) имело отношение к странному поведению Прохора впоследствии.


А выразилось это вот в чём. 19 летний Прохор, который привык в своей семье к сказкам о святых и чудесах, совершил паломничество в Киевско-Печерскую лавру. Там старец Досифей уговорил его уйти в монастырь в Саровской пустыне на Тамбовщине. С тех пор Прохор был пострижен в монахи и получил имя Серафим. Чем же отличился этот праведный “святой”? После 16 лет ничем не примечательной жизни, Серафим поселился в глухом лесу неподалеку от монастыря. Этого ему показалось мало для отречения от бренной жизни. Он, согласно церковным писателям, стал молиться на камне. Занимался он этим полезным занятием 1000 дней кряду. Но и этого было мало праведному Серафиму. Он решил добавить к своему статусу отшельника статус молчальника . По свидетельству одного из современных биографов “святого” Серафима “он сносился с внешним миром (представленным только монахом, приносящим подвижнику пищу) знаками и жестами”.


Дальше, после подобного образа жизни его нездоровое психическое состояние еще больше усугубилось и он вовсе стал избегать людей. Если ему по какой-либо причине встречались люди, он бросался ниц и покрывал лицо руками. А всё остальное время он проводил, лежа в гробу, который по его просьбе сколотили монахи монастыря.


Однажды на него напали разбойники, пробили ему череп и сломали ребра. По этому поводу церковные биографы имеют противоречивые трактовки. Один, церковный писатель Никита Волнянский утверждает, что это бог “ниспослал свыше” увечья “для испытания душевной стойкости”. Другой, иерей И.Ефимов чуть позже писал, что дьявол пытался искусить старца: “Не добившись победы в мысленной брени, дух злобы применяет грубое физическое воздействие, чтобы удалить подвижника из пустыни.” Впрочем, если вспомнить все подобные случаи, то оказывается, что дьявол отчего-то всегда в подобных ситуациях добровольно работает в качестве подельника бога.


После, на склоне лет, старец вышел из затвора и стал давать духовные наставления паломникам. Ничего примечательного за ним не было замечено. Единственное, Серафиму приписывается демократичность в обращении с богатыми и бедными, дескать, “ласков со всеми, не предпочитая бархат дерюге”. Возможно, так оно и было. Однако стоит отметить такой факт: в 1826 году духовному начальству Петербурга было донесено о том, что узнав о казни декабристов на виселице, старец Серафим “плясал в своей келье”. Демократ еще тот, как видно.


Конечно, нельзя отрицать того, что святой Серафим был бессребреником и поучал “отдать алчущему” то, что сам имел. Но на деле, Саровский монастырь не очень внимал проповедям старца и не прочь был получить прибыль от “алчущих” , приторговывая лесом. За десять лет (с 1891 по  1901 год) доходы монастыря составили 688 773 рублей. А земли во владении монастыря ко времени канонизации было около 30 тысяч десятин. А уж какую прибыль получил Саровский монастырь впоследствии после канонизации Серафима не стоит даже упоминать.


Итак, старец Серафим умер в 1833 году. Что же заставило церковь канонизировать его? На это было несколько причин: самая главная из которых - политические соображения царского правительства. К 1903 году страну стали сотрясать стачки и волнения. Недовольство народа нарастало и Николай II, который сам был суеверен как деревенская бабка, во многом уповал на “духовность”, надеясь таким образом вернуть народ к благоразумию. Что же, дескать, подлецы не хотят в царствие божие попасть? В том и состояла вся царская забота, чтоб о душах голодного и нищего народа позаботиться.


Впрочем, похоже, больше его заботили “спокойствие и порядок”, который он поддерживал как мог с помощью штыков и нагаек, тюрем, каторог и казней. Но отчего бы не добавить ко всему этому “святого” чудотворца? В конце концов миссия церкви в том и состояла, чтобы отвлекать людей от бунтарства.

Стали спешно искать “чудеса”. Нашли 94 “чуда”, совершенных “святым” Серафимом. К сожалению, тамбовский архиерей, перед которым оказался список “чудес” стал первым в истории, кто использовал фейспалм целых 90 раз кряду- из всего списка только 4 чуда можно было как-то отдаленно считать “чудесами”. Пришлось монахам разыскивать новые чудеса.


Убедить Николая II в том, что Серафим является подходящим “святым” материалом труда не составило. Во- первых, Серафим оставил предсказание о том, что “в начале царствования сего монарха будут несчастия и беды народные...Но вторая половина будет светлая и жизнь государя долговечная.” Кто знаком с историей, может подтвердить, что слова старца о первой половине сбылись. Стоит лишь вспомнить коронацию на Ходынском поле, где в результате давки погибли несколько тысяч человек простого люда. Потому то и уверовал Николай II в то, что и вторая часть сбудется. Всем известно, каким светлым было правление царя впоследствии: позорное поражение в русско-японской войне, кровавое воскресенье, революция 1905 года, война с Германией, полное разорение с сотнями тысяч убитых, и, наконец, Февральская революция 1917, которая положила конец трону и долгой жизни Романовых. Нечего сказать - предсказание сбылось наполовину.


Во-вторых, у царя было много духовных советников, чаще из числа юродивых пророков и шарлатанов. Одним из таких проходимцев был “доктор” Филипп, явившийся на служение суеверному царю,  как пчела на мед из самой Франции. В своё время этот проходимец “наколдовал” беременность царицы, в которую все безоговорочно поверили, включая саму царицу. И что же? По истечении 9 месяцев роды так и не пришли. Когда к царице допустили настоящего доктора- профессора Отта, тот констатировал, что царица не беременна и не была беременна...

Однако, такой конфуз не остановил царя наградить знахаря званием доктора медицины от Петербургской военно-медицинской  академии и чином действительного статского советника. Вот этот советник и насоветовал канонизировать Серафима.


Канонизация Серафима состоялась в июле 1903 года. Всё событие напоминает театр абсурда. Сначала, выяснилось, что нетленные мощи- вовсю истлели, от них ничего не осталось кроме скелета с клочком волос. Но это же противоречило россказням о нетлении святых! Местный архиерей до того поразился видом “нетленности”, что отказался подписывать документ о засвидетельствовании. Но его спешно сменили на более сговорчивого.  Однако, это не остановило деревенских остряков выдумать присказку: “А ведь мощи были слишком тощи!


Пришлось состряпать “разъяснение”. Митрополит Антоний в газете “Новое время” опубликовал статью, в которой обвинил некое общество по “борьбе с православием” в распространении слухов и наведении смуты. Но даже люди благонамеренные и верующие стали сомневаться. И митрополиту не осталось ничего иного как признать, что в гробу, дескать, ничего приличного не осталось, но … “ у святого человека всё свято, всё чудодейственно. Даже тень, даже одежда, а не одно только тело и кости...Останки же его тела, кости его, для верующего суть драгоценная.


Таким признанием православная церковь выставила себя полным посмешищем. Даже такой известный славянофил как Д.А. Хомяков сказал редактору журнала “Русский архив”: “Что значит: наврать вначале, так чепухой всё и пойдет до конца.. Ведь всё что, он (Прим. митрополит) пишет не выдерживает никакой критики самой снисходительной. Дело не в том, какое отношение это имеет к святости, к истлению, а в том имеет ли смысл выставить для чествования останки, утратившие тот образ, который дает основание не хоронить покойника? Если бы тела не тлели, то их не нужно было бы засыпать землею. Если же они истлели, то не для чего их из оной вынимать. Замечательно, какой всеобщий упадок простого смысла во всем и почти везде. ” Логично. Интересно, что бы сказал Хомяков, если бы узнал, что эти самые мощи на днях  отправляются в космос? Наверное, заплакал бы.

Но если этого мало, случилась еще одна неловкость. Дело в том, что Серафима похоронили с большим железным крестом в руках и монастырские записи это подтверждали. Но вот незадача- креста в руках мощей не оказалось. Стали думать да гадать; смутные сомнения привели к догадкам, что тело, вероятно,  принадлежит не Серафиму, а старцу Марку, которого похоронили нескольким годами раньше.


Увы, торжества надвигались, а на то, чтобы улаживать новый конфуз не было времени. Между тем, духовные и светские власти решили подготовить пышный спектакль под названием “канонизация” как можно лучше- ведь сама императорская чета примет в нем участие. Как водится: починили дорогу, ведущую к монастырю, залатали и покрасили дома вдоль дороги, убрали ненужных людей, завезли нужных. Всех красивых деревенских девок заставили нарядиться в народные костюмы и выйти на обочины. Высадили березки, выпололи сорняки. В общем состряпали потемкинскую деревню, чтоб царю любо-дорого взглянуть.


При этом не забыли об охране царственных особ: вдоль железной дороги от  Петергофа до Арзамаса стянули крупные воинские части. Более 15 тысяч солдат из гренадерских и пехотных солдат при полном вооружении стояли вдоль разных участков железной дороги.  В саму губернию пожаловало несметное количество царской охранки.


А самое главное: пригласили актеров на роль “исцеленных”. Некоторыми оказались жандармы, которые по совместительству выполняли свои прямые обязанности и следили, чтоб порядок не нарушался. В жандармском архиве впоследствии были найдены фотографии полицейских, наряженных паломниками с перевязанными руками и ногами.


Как вспоминал местный рабочий А. Савонин, один день после работы он  встретил немого и жестами предложил выпить в лесу. Тот согласился и, прилично набравшись, стал что-то напевать. Рабочий удивился, тогда “немой” одумался и  схватил нож. Савонину удалось убежать, а после, “немой” вместе с настоятелем монастыря стал предлагать рабочему 300 рублей. Рабочий отказался и вынужден был уехать. Что до “немого”- тот чудесным образом стал говорить после встречи с мощами Серафима.


Еще один случай, который был описан в “Московских ведомостях”: студент Юрьевского университета Юдинский чудесным образом прозрел после многих лет слепоты. И все благодаря святому старцу. Но неувязочка: некоторое время спустя, студенты университета написали письмо в редакцию и заверили, что в упомянутый день студент Юдинский был в университете и, более того, держал письменный экзамен. Но кому есть дело до таких пустяков? Спектакль прошел успешно и сам Николай II сказал: " Я в восторге от встречавшего меня народонаселения Нижегородской губернии и от того примерного порядка, который им самим же поддерживался. Желаю, чтобы это дошло до народа.” Святого Серафима канонизировали 19 июля 1903 года.


А тем временем 19 июля 1903 года в бельгийской столице Брюсселе состоялось очередное заседание II съезда РСДРП. Первыми строками протокола собрания было следующее заявление:

При открытии заседания в 9 час. 30 мин. Председатель сообщает собранию о последних событиях в России. В Баку вспыхнула всеобщая стачка, устраивались политические митинги, на которых присутствовало - на одном -две, на другом- три тысячи человек. Стачечников более пяти тысяч. Прекратился перевоз товаров морем и по железной дороге. Газеты не выходят. Движение трамваев приостановлено. В Тифлисе вслед за тем началась стачка. Во всех типографиях забастовали наборщики, и газеты три дня не выходили...  Стачка охватила почти все отрасли промышленности. В селе Михайлово, под Тифлисом, против стачечников были высланы войска, которые стачечники встретили камнями и выстрелами из револьверов. Войска стреляли- 10 убитыми, 18 раненых. Сообщают о стачке в Одессе и стачке матросов Добровольного флота и о событиях в Минске.
Председатель предлагает от имени собрания послать стачечникам выражение сочувствия..
Предложение принято единогласно.”


А закончил съезд свою работу принятием первой партийной Программы, в которой говорилось: “Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие…


Поэтому РСДПР ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой...


15 лет спустя политическая задача была выполнена- пало царское самодержавие. Как ни старался Николай II продлить свое существование обретением “нетленных мочал ” Серафима Саровского, мечтам его не дано было осуществиться.


А спустя более ста лет, все позабыли или не знают в каком постыдном положении оказалась Россия и несчастный народ во времена канонизации этого “святого” и сколько крови пришлось пролить, чтобы изменить это  положение.Теперь опять вытащили на свет убогие мощи и, перещеголяв кровавого самодержца, отправляют их с почестями в космос. А еще большая ирония ситуации состоит в том, что не будь тех событий 1917 года, о которых стараются не упоминать любители духовности,  неизвестно еще на чём и куда бы полетел “святой” Серафим.


Tags: история, ложь, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments