onb2017 (onb2017) wrote,
onb2017
onb2017

Category:

“...Если бы не Октябрьская революция, то и у нас не было бы такого слома традиций.”


Горемычные русские дворяне. После Октябрьской революции многие из тех, в чьих жилах текла не абы какая, а  голубая кровь были вынуждены покинуть родину и навсегда поселиться в Европе. А до этого они, разумеется, не предпочитали жить в парижах и лондонах, ездить в баден-бадены и венеции и не разговаривали по-французски.

Ходили в лаптях и играли на балалайках. Ах, я только сейчас поняла в чем заключается сакральный смысл голубых дизайнерских валенок, которые мне в последнее время ненавязчиво предлагает реклама на каждом шагу.

Сейчас же страдальцы голубых кровей, в большинстве европейские иммигранты,  живут, о ужас, “как типичный европейский средний класс.”1 Естественно, в буржуазном понятии, а именно: не бедствуют, но и не покупают яхты за сто миллионов, где им прислуживают обезьянки, одетые в лакеев, и т.п. Последнее считается привилегией буржуа.


Не сметь! Это испанская герцогиня Альба, а не иллюстрация обезьянки. Представитель европейской аристократии, если что. Настолько знатная, что королева Великобритании рядом с нейнуб и плебей.


Да, но сегодня речь пойдет о русских аристократах. Один из них некий потомок аристократов, и сам, очевидно, аристократ Илья Олсуфьев, все предки которого “были либо на государственной, либо на военной службе”.1

А самый известный его родственник был “действительным тайным советником и статс-секретарем императрицы Екатерины Великой”.1 Если кто не догадался, то этолюбитель литературы, покровитель театра, знаток истории и языков, писатель стихов и вообще душка Адам Олсуфьев.


Еще одним предком вышеупомянутого Игоря, оставшегося после революции без единой усадьбы и семейных реликвий последние переправили за границу благородные родственники, а не потому что их забрали и поделилибыл Юрий Олсуфьев, граф и искусствовед, спасавший в свое время Троице-Сергиеву лавру от грабежа со стороны рабоче-крестьянских варваров. Самолично “спасал мощи Сергия Радонежского. За это его расстреляли на Бутовском полигоне.”1 Кто бы сомневался. Именно за это расстреляли.

По рассказам убиенного графа, он в свое время спас “главу” святого Сергия, тайно явившись в лавру вместе с наместником Кронидом и еще парочкой граждан, в крайней степени озабоченных судьбой святых мощей: “прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого.”2


Затем граф Олсуфьев поместил “главу” в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя на усадьбе до 1928 года. После он закопал ковчег в саду, рассказав об этом будущему владыке Сергию, в то время известному под фамилией Голубцов. Затем голову раскопали, передали туда-сюда, и в конце концов она опять вернулась в лавру. Теперь ей можно поклониться и ожидать чудес, “которые не остаются без внимания и подробно записываются, чтобы каждый имел веру и надежду на исцеление.” 2

Насчет исцелений не могу ничего сказать, так как не стала искать “подробно записанных чудес”. Но судя по всеобщему благоденствию и процветанию кругом, мощи являются очень важным атрибутом современного общества и очень всем помогают.


Однако то, что касается “спасения мощей”, вызывает ряд вопросов. Во-первых, зачем нужно было менять головы, если раки с мощами вскрывали с тем, чтобы убедиться в нетленности святых?


Как признали сами священники, например, протоиерей А.И. Боярский на II Всероссийском поместном соборе православной церкви  в мае 1923 года: “В русской церкви поклонение мощам возникло благодаря стремлению монастырей погреть руки на невежественных верующих. В некоторых монастырях были даже такие случаи, что монахи сначала находили “нетленные мощи”, а потом уже придумывали, какому угоднику их приписать! Монахи и архиереи, князья церкви, стремясь побольше сорвать с доверчевых богомольцев, прибегали к самому грубому надувательству.” 3

Разумеется, мощи, вскрытые в присутствии представителей от народа,  должны были оказаться такими какими они описаны Филаретом в “Сентябре”: “Не только тело, но и самые одежды его оказались нетленными, самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.”3 К слову, вскрытие мощей Сергия произошло в 1422 году, 30 лет спустя после погребения святого.

Если же он не истлел за 30 лет в виду святости, то не должен истлеть и после, не так ли? А если вдруг истлел, то отчего? Не оттого ли, случаем, что святость пропала?  Так или иначе, когда мощи вскрыли в 1919 году в присутствии того же наместника Кронида и других настоятелей, то обнаружили, что “все изъедено молью...видны отдельные позвонки, кости таза...Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет.”3


Так зачем было менять голову? Возможно, затем, чтобы выдать более свежую “главу” за нетленную? Но нет, священники и графья заботились исключительно о спасении мощей. Так заботились, что потом зарыли их в саду, “опасаясь ареста2. То есть граф Олсуфьев зарыл святые мощи, вернее “главу” святых мощей не ради спасения последний, а токмо из-за опасений по поводу ареста.


То же самое с расстрелом. Если тот факт, что граф зарыл голову у себя в саду остался известен только гражданину Голубцову, то как его могли расстрелять за то, что он спас мощи? Ведь если бы подлым советским душегубам стало известно о местонахождении мощей, то они сами бы перерыли весь сад, нашли бы и уничтожили многострадальные мощи, ан нет, они там оставались, пока не “удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь.”2


Да и вообще сам факт пропажи головы, судя по протоколу вскрытия от 11 апреля 1919 года, тоже не был обнаружен: “...По снятии шапочки с головы виден человеческий череп...Возле черепа справа виден первый шейный позвонок...нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов.” 4


Никаких сведений о том, что голова не настоящая в протоколе не содержится. Выходит, что советские безбожники, вскрывшие “нетленные мощи”, не заметили того, что кто-то подменил голову. Как же они могли арестовать графа за то, что тот спасал мощи? Похоже, кто-то навел тень на плетень.

За что же могли арестовать несчастного горемычного графа? Трудно сказать, ибо все, что мне удалось найти о расстреле графа это описание в произведении Т. А. Смирнова “Портрет графа Юрия Олсуфьева”. А это, увы, лишь последняя строчка “Его расстреляли холодной ночью 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой.”5


Тот факт, что ночь была непременно холодна, однако, мало что проясняет. Но если вспомнить славного отца Тихона, который в тяжелые годы голода и разрухи хлопотал о золоте, серебре и прочих святынях православной церкви, то вполне возможно, что и граф приложил руку к тому, чтобы сохранить все церковные богатства, вместо того, чтобы обменять их  на хлеб для миллионов голодающих мужчин, женщин, стариков и детей.

Ведь именно патриарх Тихон дал свое благславление графу Олсуфьеву на то, чтобы тот вскрыл раку с Сергием. "Одновременно с тем, как Святейший Патриарх Тихон и сотни верующих православных общин Сергиева Посада вели неравную борьбу с государством за сохранение мощей преподобного Сергия, священник Павел Флоренский  и граф Юрий Александрович Олсуфьев , по благословению Патриарха Тихона, тайно от всех сокрыли честную главу Преподобного”.6


Между тем в 1922-1923 годах, “патриарх Тихон и его окружение, прозванные в те дни “кощеями на сундуке”, не хотели отдавать церковных ценностей. Чтобы сохранить в этой позорной игре благопристойную мину, Тихон через своего личного представителя протоиерея Н. Цветкова сделал для печати следующее заявление: “Церковь может отдать: подвески к ризам, сломавшиеся венчики, дутые браслетики и медальоны, старую священнослужительскую одежду, из которой можно выжечь золото и серебро”…”4


Боже милостивый, каковы благодетели: берите, голодающие подлецы, все сломанные венчики и старую одежду, выжгите из нее прорву золота и ни в чем себе не отказывайте. Вот уж воистину “человек, каких все меньше и меньше.” 6 Взяли сгубили такого человека, черт возьми. За беспрецедентную щедрость. Ни в коем случае не за контрреволюционную деятельность, разумеется.


Таким образом, прав несчастный наследник великих аристократов. “Если бы не Октябрьская революция, то...не было бы такого слома традиций.”1 Надо заметить, очень нехитрых традиций: угнетения и одурачивания на каждом шагу. И жили бы сейчас все в высшей степени благородные потомки графов и князей за счет труда других и дурачили бы при этом последних нетленными мощами. И все было бы чинно и благородно. Как в старые времена. Ага.


Нет, даже, если бы Октябрьская революция не произошла, то вряд ли бы прекрасные графья до сих пор танцевали на балах и пили шампанское, ибо их песенка была спета уже после февральской революции, ведь и в РИ на смену землевладельцев пришли капиталисты, так что нечего благородным сударям на Великий Октябрь пенять. Они, разумеется, пристроились бы гораздо лучше при буржуазии, нежели при диктатуре пролетариата, но вряд ли были бы хозяевами положения.

Ну а от того, что  в Октябре временно поломали славные традиции эксплуатации и прогнали к чертям и землевладельцев и эффективных собственников одной дружной шоблой, так от этого, конечно, самым серьезным образом пострадали всяческие олсуфьевы, отцы тихоны, а также всякого рода фабриканты, заводчики и мелкие захребетники.

Да, мы это признаем и нам очень жаль, гражданин наследник. Прямо сейчас возьмем и прослезимся. И вспомним те, по-настоящему славные, времена.


1.ria.ru/society/20180427/1519482861.html

2.fb.ru/article/256728/sergiy-radonejskiy-moschi-ikonyi-hramyi-svyato-troitskaya-sergieva-lavra

3.А. А.  Шмаро, “О чем умалчивает церковный календарь”, изд-ва“Московский рабочий”, 1964 г., стр 219.

4.”Вскрытие 11 апреля 1919 г.”, М. Горев, “Троицкая лавра и Сергий Радонежский”, М., 1920 г., стр. 49-50

5.svrt.ru/lib/smirnova.pdf

6.pravoslavie.ru/47765.html


PS: Красаву из Испании можно считать за анонс я вообще-то собиралась писать о некоторых европейских аристократах, мелькнувших в новостях, но увидела Олсуфьева и сбилась с курса. Потратила много часов с разными источниками, набирая к тому же вручную некоторые цитаты, благо шел дождь, надеюсь, что информация окажется полезной.

Tags: Октябрьская революция, Олсуфьев, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →