onb2017 (onb2017) wrote,
onb2017
onb2017

В чем смысл?

В связи с чередой недавних самоубийств богатых и знаменитых хотелось бы поднять вопрос: чего не хватало удачливым и успешным, добившимся всего в своей жизни и, предположительно, счастливым?


Коротко, на днях нашли мертвым Энтони Бурдена, известного шефа и  ведущего телевизионных шоу, в которых он знакомил публику с различными культурами. Человек путешествовал, ел, пил, был богатым и знаменитым. Правда, при этом видел нищету и неприглядные стороны жизни в разных странах мира.


Еще раньше, в начале этой недели дизайнер одежды и женских сумок Кейт Спейд покончила с собой. Размеры продаж товаров ее брэнда составляли примерно млрд долларов ежегодно 1, и почему бы ей не жить и не радоваться популярности и богатству?


Еще раньше в апреле этого года шведский DJ Avicii, которому было всего 28 лет, покончил жизнь самоубийством. Номинант премии Грэмми, популярный и талантливый, но “не смог больше жить” по словам семьи, так как постоянно пытался разобраться в вопросах “смысла жизни и счастья”.2


Да, если успешные, талантливые, богатые, ни в чем не отказывающие себе люди не могли найти смысла в жизни, то что говорить о всех остальных. Но, собственно, статистика говорит сама за себя.3

Согласно ВОЗ, самый высокий уровень самоубийств в мире в последние годы наблюдался в странах Азии и Восточной Европы, лидером при этом является Литва.


Возможно, это одно из следствий отчужденного труда, описанного Марксом? Ну что поделать, если социальные проблемы имеют экономические предпосылки. Так и в данном случае, не составляет особых усилий вывести то, что частная собственность опять является корнем всех зол.


Для рядового работающего человека отчуждение проявляется в следующих формах: отчуждение от процесса труда, когда человек является винтиком и непонятной частью в процессе производства товаров, несмотря на общественных характер производства. Ведь в конце концов товары являются неотъемлемой частью нашей жизни кругом все покупается и продается, но как только заходит речь о производстве, “ах, это не обо мне”, однако кто-то же производит все вокруг. В таком случае, если “не обо мне”, то это говорит о еще большей степени отчуждения.


Итак, современный уровень развития производительных сил предусматривает участие множества людей в процесс производства, но увы, они отделены от этого процесса тем, что являются только его придатками, ибо конечный продукт их деятельности принадлежит собственнику средств производства.


Таким образом, человек становится отчужден не только от процесса производства, но и от конечного продукта. А это в свою очередь ведет к тому, что труд, заложенный в каждом произведенном товаре, тоже не принадлежит человеку, производящему товары, поскольку он вынужден продавать свой труд, как товар, и получать взамен зарплату за часть своей рабочей силы, обеспечивающую его лишь  самыми необходимым для осуществления дальнейшей деятельности по производству товаров, на которые он в конечном счете не может претендовать. Остальная часть труда присваивается капиталистом, то есть собственником средств производства.

“Я никогда не покупаю ничего за деньги.

Все, что у меня есть, куплено за промежутки времени, продаваемые из моей жизни
для работы, за которую мне никогда не платят достаточно, когда я ее заканчиваю.”


В результате этого человек теряет свою сущность и вместо того, чтобы находить счастье в созидательном труде, находит себя несчастным в этом чуждом ему процессе, который становится для него обузой. Ну, кто искренне любит трудится ради того, чтобы наслаждаться и гордиться результатами своего труда? Работа становится ненавистной обязанностью.


Разумеется, в таких условиях не может быть и речи об общественном взаимодействии, и человек борется за свое собственное выживание, вместо того, чтобы быть частью коллективного процесса созидания благ для обеспечения нужд всех членов общества, ибо результаты этой борьбы за собственное выживание оседают в карманах собственников. О каком счастье может быть речь? Люди превращаются в отчужденных от общества, от самих себя, от результатов своего труда производителей чьих-то прибылей, и при этом они еще и должны ежедневно бороться за элементарное выживание.


“Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и предмету труда другого человека”4


Удивительно, что уровень самоубийств даже не выше, чем он есть, ибо что за жизнь при таком раскладе? Хотя, например, в США, он вырос более, чем на 25% по сравнению с 1999 годом, согласно последнему докладу Центра по профилактике и контролю заболеваний.5 Как видно, все же тенденции ростаналицо.


Но какое отношение ко всему этому имеют богатые и знаменитые? А такое, что они тоже, чай, не с Марса прилетели и имеют такие же человеческие свойства, что и менее обеспеченные граждане. Вспомним, смысл жизни, который искал DJ Avicii. А при отчуждении труда,  люди, кто бы они ни были, отчуждаются друг от друга. Более того, даже сами капиталисты становятся жертвами этого процесса, хоть и в несколько ином смысле. Если над классом эксплуатируемых довлеет сила неконтролируемых экономически-социальных обстоятельств, то над классом собственников господствует сила материального богатства.


Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т. е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., — одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания.”6


Итак, для того, чтобы справиться с данной ситуацией мало работы психологов и лекарств для борьбы с депрессией они скорее имеют в данном случае свойство припаркивместо этого необходимо решить две проблемы: развитие производственных сил для того, чтобы обеспечить общество всем необходимым, что уже практически сделано еще в прошлом веке, и уничтожение частной собственности, что “означает полную эмансипацию всех человеческих чувств и свойств.”


1.quartzy.qz.com/1298506/kate-spades-sam-bag-the-designers-legacy-in-one-iconic-bag/

2.nme.com/news/music/how-did-avicii-die-2298210

3.businessinsider.com/world-suicide-rate-map-2014-4

4.Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42 с. 94

5.edition.cnn.com/2018/06/07/health/suicide-report-cdc/index.html

6.Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42 с. 120

Tags: отчужденный труд, частная собственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments