onb2017 (onb2017) wrote,
onb2017
onb2017

“Я есть, потому что есть мы”

По поводу вчерашнего разговора о человеческой природе.


История, рассказанная журналистом и философом Лией Дискин на Фестивале Мира в Южной Бразилии.1


Речь пойдет о миссионере, который жил некоторое время в Африке для того, чтобы изучить привычки и обычаи местных племен. Однажды, ожидая транспортного средства, которое должно было доставить его в аэропорт, он оказался в обществе группы детей местного племени. Он решил скоротать время и предложил им игру. Выудив все имеющиеся при нем сладости, он положил их в корзинку и поместил ее у дерева на некотором расстоянии от того места, где находилась группа детей. Затем он объяснил, что после того, как он скажет “старт”, каждый из детей должен постараться добежать до корзинки первым. В таком случае все сладости достануться победителю.


Как только миссионер дал команду бежать, дети взялись за руки и дружно побежали к корзинке. Достигнув цели, они поровну поделили конфеты и со счастливыми улыбками съели.

Миссионер был удивлен и спросил, почему каждый из них не пытался добежать первым. Ведь в таком случае победитель получил бы все конфеты разом. Одна маленькая девочка ответила: “Как один из нас может быть счастлив, когда другие несчастны? Убунту.”


“Убунту” означает “я есть, потому что есть мы.”1 Пример первобытного коммунизма, стало быть. Человек не является самым сильным или быстрым по природе среди других живых существ. Он смог выжить только потому, что жил в общине, где каждый заботился друг о друге. Естественно, у всех членов общества в первобытно-общинном строе одинаковое отношение к средствам производства и одинаковый способ получения общественного продукта. Иными словами, отсутствует частная собственность, государство и классы.


Но на первобытной стадии развития человечество не могло обеспечить всех соплеменников всем необходимым и защититься от природных катаклизмов. Сейчас, когда производственные силы развиты в достаточной степени для того, чтобы дать каждому все необходимое для жизни, осталось изменить производственные отношения, основанные на частной собственности и толкающие некоторых к единоличному владению корзинкой с продуктами общественного производства.


Так что те, кто любят крыть марксистские идеи аргументом про человеческую природу, только тогда имеют какие-то хилые основания, когда сами являются буржуа, остальные просто не очень хорошо понимают, что представляют из себя общественные отношения, и как частная собственность на средства производства исторически изжила себя.

“Извините, ребята! Это была человеческая природа.”



Особенно мелко-буржуазные граждане, ибо “современная мелкая буржуазия является наиболее меняющимся классом общества; банкротство стало в ее среде постоянным явлением. Благодаря обладанию небольшим капиталом, она по своим жизненным условиям примыкает к буржуазии, по неустойчивости же своего существования – к положению пролетариата. Ее политическая позиция так же полна противоречий, как и ее общественное бытие…2

1.linkedin.com/pulse/ubuntu-i-am-because-we-sam-kann

2. Энгельс Ф. Военный вопрос и немецкая рабочая партия. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 6.

Tags: первобытный коммунизм, убунту
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments