“Смотри, вот она опять—невидимая рука рынка показывает нам средний палец.”
Ниже— страница из буржуазного учебника по обществознанию.
“Мальтус и Давид Рикардо поддерживали систему, называемую капитализмом. В капиталистической экономике люди вкладывают деньги в предприятия для того, чтобы получить прибыль. Смит и другие верили, что общество может со временем получать пользу от подобной системой. Сторонники невмешательства государства в экономическую деятельность предприятий были против законов, которые защищали бы рабочих.
1.Вопрос: "Как работает капитализм?"
Ответ: "Он не работает. “
На первый взгляд — хороший ответ, но совершенно неполный, поскольку не учитывает роли капитализма в качестве переходной ступени к системе без частной собственности на средства производства, а следовательно без эксплуатации наемного труда. Так что несправедливо сказать, что не работает, и дело с концом.
Вообще-то он работал. В деле движения в сторону социалистического общества путем развития производства, способного удовлетворить нужды общества, а также в создании неразрешимых антагонистических противоречий. Не нарочно, конечно, а в силу объективных процессов.
"Самые высокие скорости во вселенной:
—Пуля
—Свет
—Скорость, при которой внутренние противоречия капитализма в конце концов приведут к его собственному разрушению.”
Речь идет о противоречиях между трудом и капиталом, суть которых заключается в общественном характере производства и частным характере присвоения его результатов.
Кстати, как раз на днях вышел новый отчет Oxfam1, на ранние версии которого я часто ссылалась для того, чтобы рассказать, сколько капиталов накопили 8 самых богатых капиталистов, и насколько обнищали остальные, и тп. В этот раз Oxfam произвели на свет целые 72 страницы против 48 в прошлом году. Видимо, все капиталы не вместились.
Помимо этого, в отчете привели новые откровения, вроде того, что увеличение капиталов в 2017 году на 82% случилось с представителями самого, и без того обремененнего капиталами, 1% богатейшего населения планеты. А вот для 3,8 млрд самого беднейшего—никакого роста не произошло.1 Если бы исследователи “Oxfam” до второго класса доучились, где проходят умножение, то не стали бы так удивляться тому, что если у тебя ноль капиталов, то его хоть в сто раз увеличь—ноль получится.
Особенно, если ты эксплуатируемый. Ведь если прибыль получают с присваивания неоплаченной части труда, то откуда она может появиться у тех, кому не оплачивают? Натурально, если у вас из кармана украли 100 рублей, то они появятся в другом кармане, а у вас пропадут.
И это бы ничего, если бы из карманов таскали, тогда бы все возмущаться стали. Но капиталисты — ловкие канальи, они воруют раньше, чем эта неоплаченная часть до кармана дойдет. А потом выдадут только часть того, что полагается и еще при этом благодарности ждут. За то, что работу дали!
“Продукт его труда. Цена $800.
Его зарплата— $100.”
Соответственно, у беднейших за душой ничего—у них этой части едва на выживание хватает. Молодец, “Смит и другие”, которые верили, что со временем такая система может принести пользу обществу. Не ошиблись. Кое-какому обществу таки приносит. Обществу, состоящему из класса капиталистов. Oxfam не даст солгать.
Отсюда и противоречия. Еще не дошли до крайности, но движутся верной дорогой. К примеру, тот же исследователи Oxfam обнаружили, что если у держателей акций крупнейших корпораций по производству одежды во Вьетнаме взять из прибыли за прошлый год 2,2 млрд долларов и отдать рабочим на фабриках по производству одежды, то их зарплату можно поднять до прожиточного минимума.1
Для корпораций—это всего треть их прибыли за 2017 год.1 Иными словами, рабочие производят одежду и не получают даже прожиточного минимума, в то время как капиталистическая прибыль от производства одежды составляет 7 млрд. Напомню, рабочие производят одежду в процессе общественного производства, а капиталисты присваивают прибыль в частном порядке. Первые беднеют, вторые богатеют. И кто будет эту одежду покупать, если 7 из 10 жителей планеты имеют низкий доход?2
А еще Oxfam ужасается тому, что сумма одних только годовых процентов с капиталов самого состоятельного человека в Африке по имени Алико Данготе из Нигерии равняется совокупному “богатству” 100 млн самых бедных. В той же Нигерии. В ней всего-то около 186 млн населения. Из них 133 млн— бедные. Но даже в такой дыре имеется свой капиталист, чтобы объедать целые миллионы.
А в Бразилии рабочий с минимальной зарплатой должен отработать 19 лет, чтобы заработать столько, сколько один из богатейших граждан Бразилии “заработал” в 2017 за месяц.1
Я уже не говорю про приличные места в развитых капиталистических странах. В США средний управляющий крупной компанией получает столько в день, сколько даже не бедный, а работник со средним доходом, получает в год.1 Это, когда речь идет о среднем.
А если разбирать частности, то опять Джефф Безос со своими 105 млрд.3
Казалось бы, что за подлость считать миллиарды в чужом кармане. Но дело в том, что там не совсем его миллиарды. К примеру, рабочие Amazon в Индии получают всего около $233 в месяц. Для Индии, которая тоже дыра и сокровище для империалистов,— пусть подлецы радуются и такому. А вот прибыли Амазона продолжают расти.3
“Знаете, что хотят сделать чертовы марксисты? Забрать у нас дерево!”
А в не-дырах, то есть в самых развитых империалистических державах, зарплата рабочего, приумножающего миллиарды для Безоса, составляет около $13 в час. Однако для того, чтобы жить в странах первого мира, при этом желательно не на улице, надо в среднем заплатить около $1200 в месяц за однокомнатную квартиру.4
“Работай изо всех сил. Развлекайся. Войди в историю.”
Так что получается некоторая нестыковочка.
“Средняя плата за жилье в США —$1234 в месяц.
Для того, чтобы аренда составляла четверть дохода, как предлагают [экономисты], нужно зарабатывать $4924 в месяц. При 40-часовой неделе— это $30,77 в час.
Федеральный минимум— $7,25 в час”
Трудно найти более яркую иллюстрацию противоречий, чем всё, описанное выше со слов буржуазного Oxfam.
Итак, по достижении определенного уровня противоречий, капитализм не будет работать, пока не перейдет в новую стадию без всяких Алико Данготе, Безоса и тому подобных— в каждой стране мира их несколько. Но не настолько много, чтобы пугаться.
Кстати, по поводу противоречий, Рикардо и Смит их тоже в свое время обнаружили. Какого черта в этом учебнике их собрали в одну кучу. Я имею в виду рикардов и смитов. Но в этом и смысл буржуазной науки. Они, дескать, верили в то, что все могут вложить деньги и получить прибыль. Некая “МММ”. Во всяком случае в этом абзаце. И все постепенно получат пользу, особенно без государственного вмешательства.
Таким образом, первым делом нужно избавиться от законов, защищающих рабочих. Кто вообще эти рабочие, откуда пришли? Зачем? Ведь вся прибыль от инвестиций. А рабочие только портят все законами о защите самих себя. Неизвестно от чего. От невинной эксплуатации. Подумаешь, без законов у них не будет оплачиваемых отпусков и больничных с охраной труда. Но при чем здесь прибыль?
Вот так и работает капитализм в буржуазном представлении. Мораль: не читайте буржуазных учебников перед обедом. И в другое время тоже не следует. Это занятие—не для средних умов.
Лучше что-нибудь попроще. И записать все выводы в тетрадку!
1.oxfam.org/en/pressroom/pressreleases/2
2.pewglobal.org/interactives/global-popu
3.fortune.com/2018/01/08/jeff-bezos-net-w
4.cbsnews.com/media/top-10-cheapest-us-c